05.05.2017
В рубрике «Собеседник» редактор альманаха «Ликбез» (Барнаул) Вячеслав Корнев.
Вячеслав, в последние лет пятнадцать-двадцать в России рождалось и умирало множество литературных проектов. Журнал «Ликбез» является, как ни странно, уже почти долгожителем (основан в 1989 году)…
Наверное, поколение потребителей пришло еще раньше — уже в начале
Вот поэтому, наверное, «Ликбез» и выжил — ведь противостояние всегда заряжает энергией. С одной стороны, мы героически издавали бумажные номера в условиях полной финансовой несостоятельности. Например,
Было много интересного за эти годы. Мне больше всего памятны мероприятия 1999 и 2001 гг., собравшие изрядное количество публики. Первое из них — просто образцовая провокация: красный, революционный литературный праздник на деньги одной глупой правой партии, представителей которой сдуло из зала в первые 5 минут. А изюминкой ликбезовского «монстрства» (официальное название таких концертов) 2001 г. с посвящением Че Геваре и французской молодежной революции
Что до собственно литературных итогов нашей деятельности, то, надеюсь, их еще рано подводить. За прошедшее уже время «Ликбез» вывел на литературную орбиту уже несколько генераций алтайских литераторов: от поколения
С выходом в интернет у «Ликбеза» начался совершенно новый период жизни — резко вырос и изменился круг читателей и авторов, изменились слегка эстетические принципы. Трудно перечислить имена всех наших новых друзей, а счет опубликованных произведений теперь идет на сотни.
Если говорить о той волне творческой активности, что была на Алтае в девяностые годы — теперь, когда все улеглось, как Вам кажется — что это было: интенсивная самореализация молодых людей, связанная с переменами в стране, просто шумный эпатаж или
Боюсь оказаться в роли старого деда, который, кряхтя, вспоминает молодость. И все же скажу сакраментальное: в наше время было лучше. Книжный голод был сильнее физического — мы и
У журнала «Ликбез», насколько я понимаю, всегда была и есть своя политическая позиция… С чем это связано, ведь большинство литературных изданий опасаются себя
Наша политическая позиция неизменна уже лет 15. Это «просвещенный патриотизм», как определил нашу платформу один из читателей. Это философия синтеза поэта и гражданина. Это левая идеология в духе
Вообще зло смеяться над своей историей нельзя — история всегда будет смеяться последней. Любой плевок в прошлое — это плевок в самого себя. Ведь иной культурной почвы у нас нет, даже наша категоричность в оценке исторических деятелей или событий — это категоричность самого русского исторического сознания с его вечными морально-эстетическими оппозициями. Потому наш радикализм в суждениях о том или ином явлении прошлого — это типичный, традиционный радикализм славянофилов/западников, нигилистов/консерваторов, государственников/иконоборцев и т.п.
Мне кажется, что наш красный стиль (кстати, дизайн сайта имитирует советскую школьную стенгазету) не мешает восприятию совершенно различных по своей художественной и человеческой сущности материалов альманаха. И вообще о какой символистической эклектике можно говорить в эпоху постмодерна? У нас государственным флагом является власовский триколор, на гербе РФ — двуглавый орел, «правые» и «левые» партии сроднились как сиамские близнецы. Ирония истории часто заключается в том, что в традиция выдает себя за новацию, а символы и формы утрачивают всякое традиционное содержание, превращаясь в «псевдоморфозы» и «симулякры». Вот потому нет ничего удивительного в том, что «Ликбез», как представитель позднего (и вроде бы антисоветского) самиздата, наследует дух красного футуризма. И тут еще один парадокс: если при СССР «Ликбез» существовал бы, наверное, со скрипом, то без СССР его попросту бы не было.
Зачинатели журнала, в основном, теперь успешные люди: журналисты, преподаватели… Нет ли у вас крена и в литературе к спокойствию, к отходу от фронды
Конечно, это метафизическая проблема. Как в известной песне «Машины времени»: «Теперь ты устал, и тебе все равно, как жизни остаток прожить. И тут на тебя все похожи давно. Кого ты хотел удивить?!» Так или иначе, с возрастом задор и пафос уходит. Это неизбежно, но… Но есть вдохновляющие примеры: Хантер Томсон, Эдуард Лимонов, Питер Уилсон, Эбби Хоффман… Не говоря уже о Че Геваре…
Вообще, мне думается, что эта безумная идея, вдохновлявшая всех настоящих бунтарей — идея изменить мир — безумна только в границах страусиной психологии. Славой Жижек
Так что дело,
И вот когда я в киноклубе (который веду 4 год) показываю фильмы, типа «Страх и ненависть в
Кто из алтайских, дружественных вам авторов, на данный момент наиболее «удался» в плане наград, публикаций и пр. херни?
Да черт знает, что считать этим самым успехом (кстати, не люблю этот американский культ успешности). Тут как и в науке — можно быть остепененным, административно продвинутым, лауреатом премий, но при этом полным бараном. Мне кажется, что настоящий успех для автора, когда его читают (и не обязательно массово) и невольно подражают. В этом смысле Михаил Гундарин и Владимир Токмаков — ведущие наши авторы — могут собой гордиться. Им подражают, и их произведениями зачитываются все новые и новые генерации творческих людей на Алтае. Да и в стране их знают — оба издавали свои книги в столице.
А с премиями, по крайне мере, у нас на Алтае все тот же маразм. Литературные чиновники перераспределяют их между собой, как бы красиво эти премии не назывались (с недавно врученной Шукшинской премией та же самая история). Единственное, возможно исключение — местная Пушкинская премия, вот она бывает попадает в руки талантливой молодежи. В прошлом году, например, ее по заслугам Лена Вагнер получила.
Насколько вы (журнал) связаны с другими регионами, изданиями? Продуктивна ли эта связь?
Связи конечно случайные, их нужно
Каковы лично у вас литературные пристрастия в последнее время (не только земляки — все подряд)?
Последнее время (когда бывают паузы в учебной и научной деятельности) читаю французов — Бегбедера с Уэльбеком. А вообще основное мое чтение в настоящий период жизни — философская литература: Бодрийяр, Жижек, Лакан, Барт, Кожев… Плюс еще, для поддержания тонуса ведущего киноклуба, много выписываю и читаю о кино. А когда возникнет особенно позитивное настроение (бывает редко) — русскую классику: Достоевского, Чехова, Шукшина.
Так ведь еще и кучу произведений для «Ликбеза» приходится читать, и особенно, если это качественные стихи.
Беседу вел Нечаев Антон
Корнев Вячеслав Вячеславович (02.06.1968). Родился в г. Барнауле в результате случайной локализации мировой пассионарной энергии. В детстве был впечатлительным и книжным мальчиком, после службы в рядах СА неожиданно стал волевой и цельной натурой, в период учебы и затем работы в Алтайском гос. университете превратился в гуманистически ориентированного мизантропа. Поворотным фактом биографии стало прочтение книги В.С. Соловьева «Оправдание добра» на
Среди культурных интересов можно выделить: чтение философской и художественной литературы (любимые авторы: Г. В. Ф. Гегель, Ж.-П. Сартр, Ж. Бодрийяр, Ж. Лакан, С. Жижек, У. Эко, Д. Фаулз, А. Ф. Лосев, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, В. Н. Токмаков, М. В. Гундарин), посещение музыкальных вечеров О. А. Ковалева (любимые композиторы: А. Шнитке, Д. Шостакович, Л. Бетховен, В. Моцарт, И. Бах, Э. Сати, К. Х. Штокхаузен, Д. Кейдж), погоня за киностаринками (любимые режиссеры: Ж.-Л. Годар, Л. Бунюэль, Л. Фон Триер, Д. Линч, Б. Блие, Г. Данелия, В. Шукшин, М. Швейцер, А. Коренев).
Последние годы омрачены ненужной философской рефлексией на тему бессмысленности жизни, культуры, любви и дружбы. Однако те же текущие годы согреты теплом семейного счастья, дружеских взаимоотношений и любовных порывов. По совету В. В. Розанова, летнее время В. В. Корнева посвящено сбору грибов и ягод (плюс футбольно-волейбольные страсти, ночные дискотеки на пленэре, походы в Горный Алтай и т. п.), а зима — умственной спячке, сопровождающейся уничтожением малинового варенья и перевариванием впечатлений от прочитанных книг.
Пафос литературно-философской критики, содержащейся в большинстве произведений В. В. Корнева определяется борьбой с торжествующими ныне обывательскими приоритетами: гастро-половым космополитизмом, технократизмом, толерантностью, политкорректностью, карьеризмом, потребительством, бытовой и духовной буржуазностью. Идеал человеческой цивилизации, по В. В. Корневу, — победа коммунизма в радикальном платоновском или ленинском варианте. Идеал исторической личности — Эрнесто Че Гевара.
В. В. Корнев
Нечаев Антон